Цели, способы и принципы оценки бизнеса

При необходимости любую компанию, как и недвижимость, можно продать, но перед этим нужно оценить ее стоимость. Хотя это не единственная задача оценки бизнеса. Экспертное заключение о его цене может требоваться во многих ситуациях — от консолидации двух компаний до реструктуризации. В статье рассказываем об основных целях и методах оценки бизнеса, используемых профессиональными оценщиками.

В каких целях проводят оценку бизнеса

Ранее оценку обычно проводили только при продаже компании или ее доли, слиянии с другой организацией, судебных разбирательствах. Сегодня к услугам оценщиков прибегают все больше фирм, поскольку объективное мнение о стоимости бизнеса стало использоваться в различных ситуациях. В список целей и задач проведения оценки входят:

  • повышение стоимости бизнеса для получения высокой доходности инвестиций;
  • оценка результатов финансовой деятельности;
  • разработка эффективного бизнес-плана;
  • создание и совершенствование долгосрочной стратегии развития компании;
  • принятие решения о выпуске и продаже ценных бумаг;
  • реструктуризация для повышения эффективности бизнеса.
Цели, способы и принципы оценки бизнеса

Различные методы оценки малого бизнеса также помогают понять, есть ли основания для выплат в рамках опционов, и определить максимальный потенциал при планировании привлечения кредита. Еще это позволяет обосновать решение о начале инвестиционного проекта, найти и развить реально сильные стороны компании, нивелировав при этом возможные риски. Дополнительно к оценке прибегают при ликвидации и банкротстве фирмы. У каждого собственника своя цель, и в 90% случаев именно владелец компании инициирует процедуру.

Какие виды и методы оценки бизнеса существуют

При оценке бизнеса используются разные методы и подходы. Конкретный способ выбирают в зависимости от цели проведения процедуры. Существуют:

  • Доходный метод. Один из самых распространенных методов оценки бизнеса, используемый при его продаже или инвестировании. Суть подхода — оценить, какой доход новый владелец или инвестор сможет получить в будущем. В процессе учитываются инфляция, возможные риски и экономические колебания.
  • Затратный метод. Основан не на перспективах развития, а на расходах, которые понес собственник при создании компании, то есть данный способ отражает прошлую ценность бизнеса, из-за чего результаты оценки не всегда соответствуют текущим рыночным ценам. К такому подходу прибегают, если нужно быстро продать бизнес, переоценить активы, ликвидировать компанию, оценить платежеспособность.
  • Сравнительный метод. Оценщик находит на рынке аналогичные предприятия и проводит сравнение. Способ сложный, поскольку трудно отыскать 2 похожие фирмы. Учитывая специфику метода, его чаще всего используют, когда нужно принять решение о дополнительной эмиссии акций, продаже компании, изменении стратегии развития.
Цели, способы и принципы оценки бизнеса

Результаты подсчета стоимости разными методами обычно различаются, ведь каждый подход учитывает различные факторы. Чтобы максимально приблизить итог к реальным рыночным условиям, полученные числа подставляют в следующую формулу:

Общая стоимость = доходная стоимость×K1 + сравнительная стоимость×K2 + затратная стоимость×K3,

где К1, К2 и К3 — весовые коэффициенты, которые определяют важность заданной стоимости в оценке. В сумме эти коэффициенты должны составлять 1. Например, если важнее всего сравнительная стоимость, то К2 должен быть больше К1 и К3 — допустим 0,7 против 0,2 и 0,1, как показано в таблице.

Если подставить значения из таблицы в формулу выше, то общая стоимость бизнеса по результатам 3 видов оценок составит:

Общая стоимость = 7 321 000×0,2 + 6 800 000×0,7 + 7 000 000×0,1 = 6 924 200 руб.

Следуя таким принципам оценки стоимости бизнеса, удается получить достоверные результаты. Это очень важно вне зависимости от того, в каких целях проводится процедура. ООО "Независимая Экспертная Компания" оказывает услуги по оценке бизнеса для разных задач, включая продажу, переоценку основных средств, кредитование под залог активов и пр. Позвоните нам по контактному номеру или оставьте заявку на проведение оценки вашей компании на сайте, и специалист свяжется с вами, чтобы ответить на все вопросы.

Цели, способы и принципы оценки бизнеса